603076, г. Нижний Новгород,
пр.Ленина, д.11, оф. 105 б
(831) 410-08-42
(831) 410-14-07

Собеседование с кандидатом — как не ударить в грязь лицом?

Для того чтобы привлечь и удержать понравившегося кандидата, мало составить корректно оформленную, хорошо описанную и интересную вакансию. Очень важным оказывается первое впечатление от представителей компании, офисного пространства, царящей в нем атмосферы, что особенно бросается в глаза при первом очном посещении компании cоискателем.

Если для эйчара проведение собеседования — процедура достаточно однообразная (встретить / проводить, познакомить с офисом, рассказать о преимуществах вакансии и т.д.), то для каждого нового кандидата — это событие отчасти уникальное, в связи с чем даже мелким деталям уделяется особое внимание. Иногда такие мелочи, которые для самого эйчара кажутся обыденными и повседневными, могут как вызвать у соискателя позитивную реакцию, так и спровоцировать негатив.

Итак, на что же обращает внимание соискатель при первом посещении компании? 

Согласно результатам опроса, в первую очередь кандидат оценивает отношение к собственной персоне — в какой форме его приветствуют, насколько приветлив встречающий представитель компании, какова его реакция на визит и т.д. (4,2 балла). При этом не столь важно, кто именно встречает — охранник, секретарь или эйчар-менеджер. Важнее, как именно он это делает: с искренней улыбкой или хмурым недовольным видом, с желанием произвести хорошее впечатление или равнодушием и намерением поскорее разделаться со своими скучными обязанностями. Так или иначе, настрой и отношение встречающего представителя компании накладывает первый и самый существенный отпечаток на общее представление кандидата об организации.

Не менее важным оказывается эмоциональный фон, атмосфера, которая царит в компании (4,1 балла). Кто встречается соискателю по пути на работу — доброжелательные или замученные лица; слышны ли размолвки недовольных сотрудников; в какой форме персонал общается между собой; каков ритм в офисе (размеренная рабочая атмосфера или суета) и пр. Это оказывается важным для кандидата как минимум потому, что, возможно, он сам станет в скором будущем частью всего этого.

В меньшей степени кандидаты обращают внимание на облик встречающего лица, обстановку переговорной комнаты или места, где будет проходить собеседование, инфраструктуру офиса.

Все это дает определенное представление о компании еще до момента вербального общения с представителем компании об условиях работы в ней.

Стоит признать, что случаи, когда сама атмосфера офиса, его внешний вид, манера общения рекрутера и отношение к соискателю становились причинами отказа от трудоустройства в данную компанию, не так уж и редки. 63 % всех опрошенных утверждают, что именно такие косвенные факторы повлияли на их решение в пользу иного работодателя.

Конечно же, знакомство с офисом и сотрудниками начинается далеко не с личного визита соискателя в компанию, а гораздо раньше — с телефонного звонка или приглашения на собеседование в электронном виде. Стоит отметить, что наиболее предпочтительным средством связи с соискателем является телефон. Это в первую очередь связано с возможностью оперативно связаться с нужным кандидатом и получить максимально полную информацию о нем в процессе живого общения на первоначальном этапе. Как и работодатели, соискатели тоже заинтересованы в таком канале коммуникации, поскольку живой диалог позволяет уточнить наиболее принципиальные моменты по вакансии и работе в компании. Более того, именно звонок представителя компании выводит взаимодействие из онлайна: соискатель ощущает, что ему отвечает не робот, а реальный человек. По словам соискателей, наиболее удачное время для ответа на звонок от рекрутера — первая половина рабочего дня. Порядка четверти опрошенных отмечают, что звонок в неудачное время вполне может стать причиной отказа от посещения собеседования, более того — 8 % уже имели такой опыт. Большинство соискателей признались, что отказывались от приглашения на собеседование даже в случае своей заинтересованности в вакансии ранее. Для более чем половины опрошенных основным барьером стали неинтересные условия труда, а треть оттолкнуло неудобное месторасположение компании. При этом каждого десятого оттолкнуло некорректное общение со стороны рекрутера.

Лишь для половины соискателей поход на собеседование означает непосредственное желание устроиться в компанию, остальные не так категоричны: каждый десятый, например, для начала хочет увидеть офис, познакомиться с потенциальными коллегами, а 6 % не скрывают, что первоначальная цель — получить навыки прохождения собеседований, которые помогут им в дальнейшем. Большинство соискателей проходят собеседование с 1–2 представителями компании, однако естественно, что по мере повышения уровня позиции увеличивается и количество человек, с которыми необходимо встретиться. Как правило, во время собеседования соискателям приходится общаться с руководителями отдела и HR-менеджерами, причем общение с последними, по мнению опрошенных, оказывается наименее полезным. Лишь каждый десятый на собеседовании знакомится с будущими коллегами, при этом потенциально полезной такую встречу считает в два раза больше опрошенных. В среднем соискатели хотели бы видеть на собеседовании одного-двух представителей компании, среди которых, по мнению большинства, должен в первую очередь присутствовать руководитель отдела (65 %). А вот в знакомстве с HR-менеджером заинтересован каждый третий. Стоит отметить, что после собеседования большинство соискателей уходят с исчерпывающей информацией о специфике работы и прочих нюансах, однако для каждого пятого оно в большинстве случаев является совсем неинформативным. Какие вопросы чаще всего остаются неясными для соискателей? Прежде всего, в чем именно будет заключаться трудовая деятельность (48 %), какие бонусы по итогам работы стоит ожидать (и стоит ли вообще рассчитывать на премии), также невыясненным остается и размер заработной платы. Причина недостаточной информативности собеседования заключается в забывчивости соискателей, а 17 % стесняются задавать уточняющие вопросы потенциальному работодателю. При устройстве на работу половине соискателей приходится проходить два собеседования в рамках одной компании, причем столько же опрошенных считают это количество оптимальным. Практически каждый десятый респондент готов пройти столько интервью, сколько потребует потенциальный работодатель. Меньше всего собеседований приходится проходить представителям административного персонала и сферы информационных технологий. К 3–4 интервью обычно стоит готовиться кандидатам таких профобластей, как «Банки/Инвестиции/Лизинг» и «Маркетинг/Реклама/PR». Неудивительно, что большее количество собеседований ожидает специалиста с более высоким уровнем позиции. Как оказалось, некорректно проведенное собеседование часто может являться веской причиной отказа соискателя от предложения о работе. Так, половина опрошенных признались, что в их практике уже были такие случаи. Каждый четвертый отказался от желаемой вакансии по причине некомпетентности HR-менеджера, а каждому пятому были заданы некорректные вопросы. Среди них самыми неуместными, по мнению 50 % соискателей, были расспросы о личной жизни, а чуть менее половины жаловались на грубые или даже обидные формулировки вопросов. Половина респондентов, так или иначе, рассказывали или даже давали рекомендации знакомым о компании, где когда-либо проходили собеседование, причем как положительные, так и отрицательные.

Источник: Альманах HeadHanter 2014



разработка сайта
2017, Кадровый Центр «ТРИУМФ»
г. Нижний Новгород, пр.Ленина, д.11, оф. 105 б,
тел.: (831) 410-08-42, (831) 410-14-07